Трофеи пиратства

Сомалийские пираты зарабатывают в 157 раз больше средней зарплаты в стране, что, согласно новому исследованию, делает пиратство очень прибыльным бизнесом в этом южно-африканском государстве.

Пират может заработать до $79000 в год: разительный контраст со средним годовым доходом в $500 в Сомали, как отмечается в отчете «Экономика пиратства: Выкупы пиратов вблизи побережья Сомали».

Это исследование, проведенное фирмой по экономическим и политическим консультациям Geopolicity, подчеркивает цену пиратства для мирового судоходства и выгоды финансистов, которые поддерживают незаконные операции.

Сомалийское пиратство стоило миру $8,3 млрд. в 2010 г., учитывая выплату выкупов, страховых премий, перенаправление судов, присутствие военных, суды на пиратами и гибель членов экипажа. Ожидается, что эти расходы возрастут до более чем $15 млрд. к 2015 году, учитывая восстановление судоходства, географическую экспансию пиратских атак и использование более продвинутых тактик.

Пиратство – это зарождающая отрасль, в которой зарабатывают пираты, финансисты, спонсоры, охранники и страховые компании, общий доход пиратов оценивался в сумму от $75 до $238 млн. в прошлом году, и может возрасти до $400 млн. в 2015 году.

По оценкам специалистов, в мире сейчас действуют 1500 пиратов, и их ряды пополняются на 200-400 человек в год. Это означает, что международным водам угрожают до 600 пиратских инцидентов в год к 2015 году.

Пираты – часть длинной и сложной цепи, в которую также входят спонсоры, поставщики оружия, бухгалтеры, инженеры, наркодельцы,представители власти и операторы по переводу денег. Также в недавнее время оказалось, что выгоду от пиратства получают и страховые компании и частные охранные фирмы.

«Быть пиратом – очень рискованный бизнес, хотя в нестабильном государстве с неэффективным правительством финансирование пиратства – относительно безопасное вложение в долгосрочной перспективе, – говорит Питер Брукфилд, управляющий директор Geopolicity. – Худший сценарий для финансиста – потеря лодок и оборудования. Худший сценарий для пирата – смерть».

Пиратство продолжит расти из-за прибылей, которые оно сулит для пиратов в этом нестабильном государстве, где так мало законных альтернатив для работы, если только цена занятия пиратством не перевесит доходы, говорится в исследовании.

«Учитывая риск быть убитым, раненым или осужденным и стоимость всех этих вариантов, мы приходим к выводу, что люди, задействованные в пиратстве, приняли правильное решение, по крайней мере, в финансовом плане. Стоимость пиратства очень низка. Особенно, сравнивая ее с ближайшей альтернативой жизни в бедности, потенциальная стоимость пиратства намного ниже, чем доходы от непиратской честной жизни. Улучшая качество жизни сомалийцев и увеличивая шансы пиратов на гибель, ранения и тюремное заключение, можно будет повлиять на снижение количества пиратов. В настоящей же ситуации, цифры показывают, что пиратство финансово обосновано, и число пиратов продолжит расти», – считает Джеймс Ллойд, экономист в Geopolicity.

По мнению г-на Брукфилда, случаи пиратство будут значительно расширяться за пределами сомалийских вод, учитывая растущую разницу в доходах пиратов и мирных граждан.
Для судоходной отрасли это означает необходимость принять на себя дополнительные расходы.

Страховые премии для судоходных компаний с судами, работающими в Аденском заливе, выросли на 30-40% в 2009-2010 гг. MaerskLine, одна из крупнейших судоходных линий, ожидает, что затраты, связанные с пиратством возрастут вдвое в 2011 до $200 млн, включая страховые премии, доплату экипажам за риск и перенаправление судов из рисковых зон.

Однако, согласно исследованию, затраты и выгоды гражданского судоходства, страховых компаний, военно-морских сил и частных охранных фирм превышают выкупы и доходы пиратов и их спонсоров. Пираты получают только 30% выкупных денег, тогда как оставшаяся часть уходит финансистам, спонсорам и другим пособникам. «Большая часть денег уходит на расширение масштаба пиратства, оно без сомнения является растущим рынком. Для пиратов, которые когда-то были рыбаками, пиратство сейчас стало альтернативным образом жизни», – говорит г-н Брукфилд. Около 40-50% выкупных денег переводятся за пределы Сомали, используя неформальные системы перевода денег, что осложняет возможность отследить их.

Отчет оценивает успешность пиратских атак на уровне 22-40%, что является угрозой для 22000 судов и 30% мировых поставок нефти, которые проходят через Аденский залив.

Почему пиратство такая проблема в Сомали?

Сомали – хрупкое государство, чье правительство пало в начале 90х гг. Истоки пиратства можно отследить к социальному, политическому и экономическому беспорядку того времени. С падением режима ни один президент не смог взять страну под контроль, что дезинтегрировало национальную армию, вслед за чем последовала политическая фрагментация. При отсутствии армии и центрального правительства рыбаки приняли на себя роль охранников побережья страны от незаконного рыболовства и сброса отходов, в итоге склоняясь к пиратству, чтобы прокормиться.

«Однако, решение вопроса пиратства – проблема не только Сомали, так как финансовые посредники и поставщики находятся по всему миру», – говорится в отчете Geopolicity.

Кто становится пиратом

Джонни Депп изобразил романтический образ зловещего, но милого пирата, тогда как реальность в Сомали намного жестче.
Пираты представляют собой бывших рыбаков и бывшую милицию, многие из которых всего лишь тинейджеры, чья территория была разрушена незаконными выбросами токсических отходов и незаконным рыболовством иностранцами, говорит Фарах Али Джама, министр финансов штата Пунтланд в Сомали. Пираты начали противостоять этой деятельности, но вскоре стали похищать суда и экипаж и требовать выкуп, чтобы заработать на жизнь. Это оказалось финансово привлекательной, но рискованной деятельностью, альтернативой бедной жизни для молодых людей, у которых не оставалось почти никаких вариантов к законному заработку. И эти молодые люди – всего лишь пешки в опасной международной игре, по словам политиков.

«Люди за пределами Сомали сделали это отраслью. Они используют сомалийских ребят для своих незаконных целей. Эти ребята – всего лишь игрушки», – говорит Мухаммад Абдуллахи Омар, министр иностранных дел Сомали.
Оценивается, что побережье Сомали терроризируют около 1500 пиратов. Лондонское бюро IMBсообщает, что пираты в 2010 году украли рекордное количество судов – 53 и 1 181 члена их экипажей, большинство из них – в водах за пределами Сомали.

Экономика, основанная на пиратстве

Растущий бизнес, пиратство, создает достояние для страны без центрального правительства, принося доход ранее бедным деревням и строя своего рода экономику, но это происходит ценой разрушения традиций кланов.

Прибрежные деревеньки зарабатывают, кормя пиратов и их заложников во время их ожидания окончания переговоров, жены пиратов получают компенсацию перед тем, как их мужья отправляются на дело, местные переговорщики получают деньги за то, что заставляют судовладельцев платить выкуп, сбрасывая его с воздуха на сушу или на море, а финансисты инвестируют в пиратские команды, которые направляются на захват судов в море.

«Финансисты пиратов тратят около $30 000 на пиратскую группу, которая «охотится» в Индийском океане и около $10 000 на пиратов, работающих в Аденском заливе. Для защиты себя и своей деятельности пираты платят местной милиции до $10 000 в месяц для защиты от конкурентов или внешней угрозы», – говорит Рудольф Атта Аллах, глава WhiteMountainResearch.

Уплаченный выкуп – крупный источник дохода. Прибрежные деревеньки, оплот пиратства, получают около 5% общих выкупных платежей просто за разрешение кораблям ставать на якорь в прибрежной полосе.

Хотя пиратство создало неформальную экономику в Сомали, это не долгосрочная деятельность, так как пираты нанимаются единовременно на пару месяцев.

Негативное влияние этой незаконной экономической системы значительно. Обладая покупательской способностью, эти молодые люди посвящают себя социальным табу – алкоголю, наркотикам, проституции и растущей жестокости, не обращая внимания на местные традиции и наставления старших. Итогом этого становится дальнейшее сползание страны в хаос и катастрофу.

Follow