Мировое пиратство: скрытая сторона

В то время как пираты Сомали занимают первые строчки новостей с бесстыдными захватами судов ради выкупа множество более мелких атак на морских просторах планеты – чаще всего морские ограбления – остаются безвестными, что лишает моряков информации о возможных угрозах безопасности экипажа и судов.
Аналитики отрасли сообщают, что некоторые владельцы и капитаны коммерческих судов предпочитают не сообщать об относительно небольших потерях от пиратства или попытках попасть наборт судна, так как они обеспокоены чистой историей судна, дорогостоящих задержках в случае расследования в ближайшем порту, испуганных клиентах, которые могут уйти к другим компаниями, и возможности более высоких ставок страхования, если атака будет зарегистрирована.
Международное морское бюро (IMB), ключевой регистратор пиратства, предостерегает о том, что не зарегистрировав даже небольшой или неудавшийся инцидент в море, моряки усложняют распространение информации о пиратстве и возможность давления на правительства по принятию решительных мер.
«Нужно рассматривать криминальные намерения. Они приближаются к судну как минимум вооруженные ножом или пистолетом, – говорит Ноель Чунг, глава морского наблюдательного и отчетного центра по пиратству в Куала Лумпур. – Они могут и не украсть ничего ценного, но люди могут погибнуть ни за что».
пиратыЧунг оценил, что более 50% атак пиратов не регистрируются, но некоторые эксперты считают, что эта цифра еще выше. Морское бюро зарегистрировало 239 пиратских атак по состоянию на 1 июля 2009 года, более половины из них была совершена сомалийскими пиратами, при этом за тот же период прошлого года было отмечено 116 случаев нападения.
Регистрация нападений особенно беспорядочна в горячей точке – Нигерии, где боевики на моторных лодках сделали атаки на суда частью своей компании против эксплуатации нефтяного богатства их страны мультинациональными компаниями. Некоторые вооруженные группировки используют политическое прикрытие для грабежа и вымогательства, целясь на нефтяные суда и оффшорные платформы в целях экономической выгоды.
«Многие из атакованных судов часто заходят в нигерийские порты или работают исключительно в нигерийских водах, поддерживая местную нефтяную промышленность, – сообщает IMB в своем отчете. – Судовладельцы считают, что лучше всего прибегнуть к местным мерам для подавления этих преступлений из-за боязни ответных мер в случае регистрации атак».
В Перу также наблюдается рост разбойной деятельности пиратов, в то время как меры против пиратов в юго-восточных водах Азии, включая Малакку и бангладешский порт Читтагонг, считаются успешными, где зарегистрированное число атак резко пошло вниз за последние несколько лет благодаря патрулям и другим усилиям. Все же, атаки на рыболовные и другие местные суда в развивающихся странах традиционно сложно поддаются регистрации.
Некоторые грабители проникают на борт судна или яхты, стоящей на якоре, ночью и исчезают, украв, что только можно: бочки с краской, швартовые тросы и электронное оборудование. Такие небольшие кражи попадают под общее определение пиратства, если грабители вооружены.
Джон Бернетт, автор книги «Опасные воды: современное пиратство и терроризм в морях», говорит, что ежедневные операционные затраты судна составляют от $20 000 до $80 000, и экономическими последствиями регистрации преступлений на якоре или в море могут стать дорогостоящая стоянка судна в далеком порту.
«Необходимо остановить судно и потратить несколько дней на расследование, которое, скорее всего, не приведет ни к чему, – говорит Бернетт. – На капитана часто давят не делать из такого случая крупных неприятностей».
Юсуф Капоглу из Lori Denizcilik, стамбульской фирмы, которая перевозит железо, пшеницу, уголь и другие товары по всему миру, сообщил, что он знает три или четыре турецких судна, которые отразили атаки сомалийских пиратов напорами воды.
«Одно из этих судов принадлежало нам, не было никакого ущерба, поэтому случай не был зарегистрирован, – говорит Юсуф. – Все знают, что такие вещи случаются со всеми. Но нам необходимо иметь дело со страховыми компаниями, которые не хотят работать с компанией, с судном которой случилась такая неприятность».
Огромный размах атак в Аденском заливе и вблизи побережья Сомали делает невозможным просто решить эту проблему. Сомалийские пираты стали более опытными, отправляя вооруженных людей на лодках с кораблей-баз и обеспечивая себе выплату выкупов с помощью средневосточных посредников, возможно, сомалийского происхождения. Сейчас их деятельность находится в затишье из-за плохой погоды и военных патрулей.
Вертолет французских военно-морских сил даже сфотографировал 28 ноября захват судна MV Biscaglia, танкер под либерийским флагом, который перевозил пальмовое масло через Аденский залив, согласно сообщению Карла Мейсона, британского сотрудника безопасности на судне.
судноТрое судовых охранников не были вооружены из-за опасения судовладельца относительно вооруженной перестрелки и гибели людей, а водонапорные шланги и акустический прибор, разработанный для создания волн, не смогли отпугнуть пиратов, которые окружили экипаж. Не имея средств к противодействию, охранники спрыгнули в воду и были подобраны вертолетом.
Регистрация пиратства в этом регионе также осложняется опасениями военных и торговых экипажей, что законопослушные рыболовные суда, а также лодки, провозящие людей из Сомали в Йемен по маршрутам, проходящим перпендикулярно к торговым маршрутам, являются пиратами.
Культура судоходства свидетельствует, что компания и капитан умолчат о небольших инцидентах с пиратами, частично из-за того, что они думают, что мало что может быть сделано по этому поводу, а также потому что это может негативно отразиться на безопасности судна, говорит Ник Дэвис из британской компании Gulf of Aden Group Transits, которая обеспечивает безопасность судам.

«Вы бы не хотели высовывать свою голову над парапетом, – говорит Дэвис. – Если команда невредима, обычно дело оставляется как есть».

Follow